Налоговая и бюджетная политика

Основные направления бюджетной и налоговой политики закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее – основные направления) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и являются основой для составления проекта местного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
При подготовке основных направлений были учтены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025годов,Прогноз социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Целью основных направлений является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области (далее – город Заречный, муниципальное образование, городской округ) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и параметров бюджета. Основные направления содержат задачи и приоритетные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов, расходов и управления муниципальным долгом.
Бюджетная и налоговая политика на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу ориентирована на сохранение социальной и финансовой стабильности города Заречного, обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества, прозрачности и открытости бюджетного планирования и исполнения местного бюджета, сокращение долговых обязательств, учитывает задачи, определенные Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, положениями указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Основные направления сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации.

2. Основные направления бюджетной политики

Исполнение бюджета в 2022 году осуществлялось с учетом следующих особенностей.
В первоначальный бюджет города Заречного на 2022 год налоговые и неналоговые доходы были включены в объеме 469,0 млн. рублей. В связи со складывающейся положительной динамикой их поступления в течение года план по доходам увеличен на 57,4 млн. рублей или 12,2%.
В рамках мер государственной поддержки, принятых на федеральном уровне, из бюджета Пензенской области выделен бюджетный кредит на погашение долговых обязательств муниципального образования в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, срок погашения которых наступил в 2022 году. Общий объем погашенной задолженности по рыночным заимствованиям составил 392,0 млн. рублей. Срок погашения предоставленных бюджетных кредитов установлен с 2025 до 2028 года, плата за пользование — 0,1% годовых на остаток задолженности. Данные меры поддержки позволили высвободить средства бюджета в объеме 27,1 млн. рублей.
В связи с передачей полномочий на осуществление закупок в сфере регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на уровень субъекта городу Заречному не выделены средства из бюджета Пензенской области в форме дотации на сбалансированность и субсидий на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 130,4 млн. рублей.
С учетом вышеизложенного, исполнение бюджета города Заречного в 2022 году складывалось в условиях недостатка собственной доходной базы. Необходимость финансового обеспечения социально-значимых и первоочередных расходных обязательств в объеме, достаточном для их исполнения, изменение сроков индексации заработной платы работников муниципальных учреждений с 01.10.2022 на 01.01.2022, внеплановое повышение МРОТ с 01.06.2022 на 10%, увеличение расходов на содержание улично-дорожной сети в связи с обильными снегопадами в январе-феврале 2022 года, а также направление собственных средств на завершение мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по причине существенного удорожания работ, не выделения средств субъекта на указанные мероприятия повлекли за собой сокращение профицита бюджета, который первоначально предусматривался на снижение объема муниципального долга города Заречного.
Опережающие темпы роста расходной части и первоначальная необеспеченность расходов бюджета даже на фоне высоких темпов роста доходов (12,2% к первоначально утвержденным) не позволили выделить финансирование на такие социально-значимые для города Заречного направления расходов как капитальный ремонт детского сада № 19, антитеррористические мероприятия в муниципальных учреждениях образования, физической культуры и спорта, а также на реализацию мероприятий по созданию территории опережающего социально-экономического развития «Заречный».
Реализация бюджетной политики в 2023 – 2025 годах продолжится в условиях соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации к высокодотационным муниципальным образованиям, выполнения обязательств в рамках соглашения с Министерством финансов Российской Федерации в связи с получением дотации из федерального бюджета, выполнения обязательств в рамках соглашения с Министерством финансов Пензенской области в связи с предоставлением бюджетного кредита на погашение долговых обязательств муниципального образования в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, срок погашения которых наступил в 2022 году.
Также, будут продолжены начатые в 2017 году мероприятия по приведению параметров муниципального долга города Заречного в соответствие с ограничениями, установленными статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации к высокодотационным муниципальным образованиям. Постановлением Администрации г. Заречного от 28.01.2022 № 135 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по поэтапному сокращению муниципального долга и объема долговых обязательств по кредитам кредитных организаций, согласно которому на 01.01.2025 объем долга прогнозируется в сумме 264 324 тыс. рублей или 50% к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. В целях реализации данного Планамероприятий бюджет города Заречного на предстоящий трехлетний период необходимо формировать с профицитом, направляя часть собственных доходов на погашение долговых обязательств. Формирование дефицитного бюджета возможно только в случае наличия внутренних источников финансирования дефицита бюджета, за счет которых муниципальный долг будет сокращаться.
В существующих условиях, на фоне недостаточности собственной доходной базы, основными целями реализации бюджетной и налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов остаются сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета города Заречного при безусловном исполнении принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом.
Принятие решений по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение действующих и (или) установлению новых расходных обязательств производится в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов, то есть на основе взвешенного подхода по увеличению и принятию новых расходных обязательств.
Важным направлением реализации бюджетной политики муниципального образования является участие в реализации национальных и региональных проектов, для решения задач, обеспечивающих достижение целевых показателей национальных проектов, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». При планировании бюджетных ассигнований на бюджетные инвестиции и капитальный ремонтприоритет будет отдан расходам, связанным с выполнением условий софинансирования средств федерального и областного бюджетов.
Основными направлениями бюджетной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов являются:

  1. Обеспечение сбалансированности местного бюджета, в том числе за счет:
    — формирования реалистичного прогноза поступления доходов;
    — взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
    — выявления внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов бюджета городского округа.
  2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
    — соблюдения режима жесткой экономии бюджетных средств путем определения приоритетов и целей использования бюджетных средств, исключив необязательные затраты;
    — увеличения доли программных расходов в общем объеме расходов бюджета города;
    — централизации непрофильных функций муниципальных учреждений;
    — недопущение увеличения штатной численности муниципальных служащих, общей численности работников органов местного самоуправления муниципального образования, а также штатной численности работников муниципальных учреждений в течение финансового года по сравнению с штатной численностью на 1 января текущего года, за исключением случаев, когда увеличение необходимо для реализации новых полномочий органов местного самоуправления и (или) передачи государственных полномочий;
    — жесткий контроль за недопущением просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и иным выплатам работникам, по социальным выплатам гражданам, по оплате коммунальных слуг;
    — привлечение внебюджетных источников для финансового обеспечения деятельности учреждений социально-культурной сферы;
    — соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, установленных постановлением Правительства Пензенской области;
    — недопущение увеличения оплаты труда с начислениями работников органов местного самоуправления выше темпов, предусмотренных на территории Пензенской области.
  3. Повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), в том числе за счет:
    — установления муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Заречного в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг;
    — определения финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Заречного на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;
    — повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в городской бюджет в случае недостижения (превышения) допустимого (возможного) отклонения показателей муниципального задания.
  4. Повышения эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
    — обеспечения операционной эффективности использования бюджетных средств;
    — проведения ответственной долговой политики, направленной на снижение объема муниципального долга и приведения его параметров в соответствие с требованиями бюджетного законодательства;
    — выполнения условий предоставления бюджетного кредита из бюджета Пензенской области на погашение долговых обязательств муниципального образования в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, срок погашения которых наступил в 2022 году;
    — реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами;
    — внедрения принципов инициативного бюджетирования.
    Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики городского округа, являются:
    — сокращение размера дотации из федерального бюджета, связанной с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований;
    — изменение норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов местных бюджетов;
    — ухудшение геополитической ситуации и новая волна мобилизации;
    — продолжающееся распространение коронавирусной инфекции;
    — ухудшение общеэкономической ситуации в Пензенской области и муниципальном образовании, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.
    При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

Продолжение:

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Принимаю